Любой малыш в год-два очень любознателен. Ему интересно буквально все, что есть в квартире: розетки, скатерть на столе (а что будет, если потянуть за краешек?), лестница, подоконник, цветы в горшках. На улице еще больше занимательных вещей: лужи, грязь, камушки, песок. А магазин – эта целая вселенная всяких «интересностей»: столько ярких пакетиков и коробочек. И все хочется потрогать, помять, бросить. Запреты со стороны родителей делают предмет детского любопытства еще более притягательным. Но не запрещать нельзя: часто это может оказаться просто опасно для здоровья малыша. Разрешать все – тоже не выход. Малыш может вырасти капризным и избалованным. Подобная «доброта» впоследствии дорого обойдется родителям. Как научить ребенка слову «нельзя» и при этом не навредить его психике? Есть несколько правил.
Все предметы, представляющие опасность для малыша, лучше убрать подальше или сделать безопасными. Простой пример. Когда сын был маленьким, у нас на кухне стоял большой стол, и для прохода остается не так много места. Я все время боялась, что ребенок налетит глазом или лбом на угол столешницы. Раз 10 за день звучало напоминание: «Нельзя бегать у стола». Приходилось быть постоянно на чеку. Потом я нашла простую штуку – защитный уголок. Прикрепила накладки на опасные углы, а по краю столешницы наклеила специальную мягкую ленту. Заодно и заглушки для розеток купила. Стало гораздо спокойнее. И нам, родителям, и сыночку.
Нужно по максимуму обезопасить все места, которые есть дома. А вещи, которые ребенку брать нежелательно, например, мамину косметичку лучше прятать подальше.
Сложно объяснить ребенку, почему сегодня ему нельзя брать мамину помаду, ведь вчера мамочка сама давала ему яркий флакончик в руки, чтобы не плакал. Если уж разрешать, то разрешать. Запрет тоже должен быть раз и навсегда. Кроме того, нужно следить, чтобы другие взрослые тоже знали и выполняли правила. Представьте, мама категорически запрещает ребенку открывать кухонный шкаф. А папа, оставленный на день с малышом, не возражает, если тот похозяйничает немного в шкафчике. Нетрудно предположить, что в следующий раз мамино «нельзя» будет подвергнуто сомнениям. А поскольку малыши – народ очень эмоциональный и обидчивый, выражение протеста может оказаться очень бурным.
Слово «нельзя» очень мощное. Но оно теряет силу, если звучит непрестанно. Пусть запретов не будет слишком много. Гораздо правильнее, как уже говорилось, взять и спрятать опасные предметы или перекрыть ребенку доступ к потенциально опасным местам. Но в некоторых случаях нужно, наоборот, не запрещать, а разрешать. К примеру, если малыш тянется рисовать на обоях, не проще ли пойти ему навстречу и наклеить на стену лист бумаги? А еще лучше – купить детский мольберт.
Слово «нельзя» нужно оставить для крайних случаев, когда исключить столкновение крохи с предметом запрета невозможно. 3-4-х таких пунктов, думаю, достаточно.
Что делать, если вы вдруг обнаружили в руках ребенка запрещенный предмет? Конечно, речь идет не об опасных вещах, как нож или спички. Их нужно тут же выхватывать, не тратя время на уговоры. Допустим, шалунишка утащил у мамы телефон или крутит в руках пакетик с крупой, которая вот-вот высыплется наружу. В этом случае, чтобы не провоцировать шумное выражение протеста, нужно пойти на маленькую хитрость. Неплохо предложить крохе что-то интересное взамен его «игрушки». Обычно детки легко идут на такой обмен.
Точно так же нужно искать альтернативы вредным и опасным занятиям, к которым тянутся карапузы. Например, вместо запрета лезть в лужу можно предложить пойти подуть на одуванчики или посмотреть на бабочку.
Каждое слово имеет свою окраску. Слово «нельзя» – уверенное и требовательное. Будет неправильно произносить его мягко, с улыбкой, полушутя. Поскольку это слово мы оставляем для действительно серьезных случаев (горячая плита, розетка и т.д.), то будет вполне уместно использовать «командирский» тон. Если запрет нестрогий или это даже не запрет, а пожелание («не надо бегать по луже, промочишь ножки»), то и говорить его стоит без «нельзя». Есть гораздо более мягкие формы: «не нужно так делать», «давай постучим потом, сейчас у бабушки голова болит».
А если ребенок не понимает «по хорошему»? Кричит, плачет, требует желаемое, вот-вот разразится истерика. Чтобы успокоить малыша, мамочка, прежде всего, должна быть спокойна сама. Это сложно. У каждой мамы свой способ не закипеть. Кому-то помогает несколько глубоких вдохов и выдохов. Кому-то – выпить стакан воды. Кому-то – медленно посчитать про себя до 10. Важно сохранять спокойствие, тогда и малыш успокоится быстрее. Также помогает простой анализ ситуации. Может быть, у вашего сына или дочки был трудный день, наполненный эмоциями, или накануне была сделана прививка или кроха заболевает. Все это нужно учитывать прежде, чем делать выводы о капризности ребенка. Капризы часто возникают не на пустом месте. В такой ситуации малыша нужно пожалеть и успокоить, а не ругать и шлепать.
***
Маленький ребенок – существо крайне любопытное. Если он тянет к чему-то свои ручки или залезает куда-то, это не из-за склонности к шалостям. Так малыш познает мир. Ему хочется все потрогать, схватить, покрутить. Слишком частое «нельзя» способно убить в нем исследователя и первооткрывателя. Поэтому нужно крайне осторожно использовать этот «инструмент», только в тех случаях, когда есть реальная необходимость.
Сообщения не найдены
Написать отзыв