0 Ваша Корзина

Лепет ребенка

17.04.2016
автор Александра
Лепет ребенка

Лепет ребенкаДетским лепетом мы иногда называем какую-то очевидную глупость или невразумительное объяснение чего-либо. Между тем, это не просто расхожее выражение, а термин, обозначающий один из этапов развития речи ребенка. Недооценивать важность гуления, агуканья или лепета нельзя. Уже с самого раннего возраста необходимо обращать внимание на речь ребенка и по возможности помогать ему развиваться. От этого зависит его интеллект в дальнейшем.

Стадии становления речи у ребенка

Первый звук, который слышит мама, когда кроха появляется на свет – его крик. Одни детки кричат громче, другие – чуть вскрикивают. Но каждый новенький человечек обязательно заявляет о приходе в этот мир. Это является одним из показателей здоровья новорожденного.

Первый этап – крик

Крик младенца – безусловный рефлекс. Так ребенок сигнализирует о том, что испытывает дискомфорт: проголодался, намок памперс, слишком жарко или холодно, беспокоит животик.

В роддомах, где детки лежат отдельно от матерей, часто можно услышать переливы младенческих голосов во время процедур, проводимых медсестрами и врачами. Многие мамочки узнают своих крошек по голосу. Уже в этом возрасте проявляется индивидуальность каждого ребенка. Некоторые малыши кричат басом, другие тоненько. Но один из голосков, услышанных мною в роддоме, где я лежала с младшим сыном, запомнился мне навсегда: Чей-то новорожденный карапуз на удивление персонала роддома и мамочек отчетливо кричал: «Ма-ма». Конечно, об осмысленной речи в столь раннем возрасти говорить не приходится. Это просто особенность речевого аппарата крохи.

Примерно к 3-м месяцам мама, немного понаблюдав за ребенком, может различить интонации его голоса: голоден, кричит от боли или недовольно ворчит.

Второй этап – гуление

Малыш растет, вот ему уже 2 месяца. Теперь он не только кричит, чтобы привлечь к себе внимание, но и «разговаривает» на своем особом наречии – гулит. Звуки у деток получаются разные, по большей части протяжные: аа-у, гыы-ы, гээ-э, аа-гы и другие.

Ребеночек может разговаривать «сам с собой». Но легко заметить, что он жаждет общения. Если начать «поддерживать разговор» – отвечать на его реплики похожими звуками или обычными, взрослыми, словами – кроха будет гулить активнее.

Постепенно звуков и их комбинаций в «лексиконе» младенца становится больше. Кроха впитывает не столько сами слова, сколько интонации окружающих его людей.

Третий этап – лепет

Примерно к полугоду малыш перестает гулить, а начинает лепетать.

Лепет – это воспроизведение ребенком отдельных слогов: ба, ма, па, бу, та и других. Сначала он произносит их по одному разу. Чуть позже начинает повторять: та-та-та-та, па-па-па-па.

Что делать, если лепет у ребенка отсутствует?

Если к 6-7 месяцам малыш так и не начал лепетать, необходимо стимулировать его. Детки схватывают все на лету и очень любопытны. Достаточно несколько раз сделать простое упражнение, как малыш захочет повторить за мамочкой ее движения и звуки. Упражнение такое:

Мама держит малыша на руках, лицом к себе и произносит разные слоги, призывая повторить. Проговорив несколько слогов, сделайте паузу, будто ожидая ответа от крохи. Совсем скоро он захочет принять участие в «разговоре».

Также полезно читать ребенку детские стишки, сказки, потешки, прибаутки, петь песенки. Все это важно для становления его речи.

Четвертый этап – слова

У полугодовалого малыша «па» еще не означает «папа», а «ба» – «бабушка». И даже «ма» говорится без привязки к самому родному и дорогому человеку на свете. Но постепенно, благодаря общению со взрослыми, произносимые малышом слоги и слова приобретают осмысленность. Процесс начинается примерно в 11-12 месяцев. Карапуз улавливает связь между словом и образом и стремится применять новые знания на практике.

Первые слова: стимулируем развитие речи

Говорить, говорить и говорить – вот что требуется от мамочки на этом этапе развития малыша. «Берем ложечку», «Укладываем мишку в кроватку», «Надеваем носочки, штанишки, кофточку». Подобное простое комментирование бытовых действий обогащает словарный запас малыша.

Лепет ребенкаО жестах

Читая с малышом сказки или потешки, полезно показывать действия героев. «Мишка косолапый», «Зайки пляшут», «Капусту рубим-рубим» и другие детские стишки отлично подходят для подобных занятий.

Примерно с 8 месяцев ребенок может освоить указательный жест. В годик он может помахать ручкой на прощанье. Жесты – это своеобразные переходный этап между пониманием смысла действий и способностью обозначать их словами.

Веселая зарядка для ротика и щечек

Отличные помощники для развития речи– всевозможные дудочки, свистульки и даже мыльные пузыри. Все эти вещи полезны для тренировки мышц губ, щек. Можно дуть на разные легкие предметы: пушинки, бумажки. Даже обычное гримасничанье имеет хороший эффект. Кроме того, это очень весело!

Про «би-би», «ав-ав» и «бо-бо»

Среди моих знакомых есть мамочки, которые на дух не переносят детские словечки.

– Не «бах», а «упал», не «би-би», а «машина», – твердит Настя полуторогодовалому ребенку, сетуя на бабушек, которые «портят речь» малышу разными «глупыми фразочками».

Она не права. Подобные малышовые выражения очень важны для карапуза, ведь он пока не в состоянии уловить связь между длинным словом из 3-4-х слогов и предметом или действием. Ему даже физически тяжело произносить такие конструкции. Но кроха хочет быть услышанным. Поэтому пусть он пока говорит по-своему. Постепенно малышовый язык, как и гуление с агуканьем, останется в прошлом, а ваш сынок или дочка научится говорить складно, чисто и красиво.

Комментарии

Сообщения не найдены

Новое сообщение