0 Ваша Корзина

Метод Монтессори

28.08.2016
автор Александра
Метод Монтессори

Метод МонтессориСын ходит в группу детского сада, где практикуется методика Монтессори. О ней, конечно, многие слышали и знают, что это нечто продвинутое и развивающее. Хочу рассказать немного подробнее.

Суть в том, чтобы пробудить в ребенке естественный интерес к новым знаниям. Свобода выбора – основа основ. Но свобода в данном случае – это не беспредельная анархия (что хочу, то и делаю), а выбор в рамках определенного круга занятий. Одна из целей – научить ребенка самостоятельно «добывать» знания. Согласитесь, весьма полезный навык для будущих школьников и студентов.

Суть методики

Немного теории для начала. Мария Монтессори – итальянский педагог. Свою методику она предложила в самом начале 20-го века. К слову, в те времена еще не во всех школах физические наказания искоренили. Представляете, насколько новаторскими были ее идеи?

Суть методики:

  • самостоятельность;
  • свобода (но в определенных рамках);
  • естественное развитие ребенка.

Система, когда педагог назидательно вещает, а дети молча внимают, редко способна вырастить гармонично развитого ребенка. При таком подходе подавляются порывы маленького человека, которые могли бы в дальнейшем стать основой его личности. Чтобы ростку таланта пробиться через толщу нравоучений, родителям и самому ребенку приходится приложить неординарные усилия. Здесь, у Монтессори, все не так. Дети сами выбирают, что им интересно. Педагог следует (в прямом и переносном смысле) за ребенком, мягко направляет, помогая раскрыться.

Особенности групп Монтессори

Первое, что бросилось в глаза, когда привела сына знакомиться с воспитателями и ребятами: в группе были дети разного возраста. Младшим – года 2-3, старшим – около 5. В этом возрасте такая разница кажется пропастью. Первые с трудом говорят, а вторые уже вовсю вырезают их бумаги кружочки и листочки.

Вначале я подумала, что дела в саду идут не очень и группы объединяют в целях экономии. Но воспитательница объяснила, что так и должно быть. Разновозрастные группы – одна из особенностей метода.

И действительно, уже через несколько месяцев посещения такой группы сын стал заметно более самостоятельным (хотя он и раньше был достаточно развит, тянулся за старшим братом). Через год плюсы стали еще более очевидны. На дне рождения племянницы (ей 8, сыну та тот момент только-только стукнуло 4) он запросто общался со старшими ребятами, на равных.

Особенно полезна такая система в семьях, где один ребенок или старшие дети уже почти взрослые. Малышу есть с кого брать пример, на кого равняться, за кем тянуться.

Второе, что поразило. Все учебные пособия, даже бумажные, хранятся в доступных для ребят местах. Никаких замков и защелок на шкафчиках. Ребенок (с разрешения воспитателя, конечно) может взять любую игру. Главное условие – положить потом на место. Ответственность воспитывается даже в мелочах. Поиграл – убери, тогда можно начинать новое занятие. И кстати, практикуется много разных занятий с водой. Ее переливают из емкости в емкость, замораживают, запускают плавать разные предметы. Все это очень полезно для кругозора и развития моторики.

Третье. Взаимная ответственность, вежливость. Не знаю, как это получается, но в группах Монтессори дети все делают сами, по собственному желанию. Вот, не хочет какой-то непоседа лепить из пластилина, катается один на небольшой деревянной горке в дальнем уголке группы. Его никто не заставляет присоединиться к коллективу, сесть за столик и вымучивать поделку. Но и он должен соблюдать правило: никому не мешать. Через пять минут непоседе надоедает кататься в одиночестве. Он подходит к столу, где дети лепят, просит пластилин и включается в общее занятие. Сам, по своей воле. Просто ему становится интересно.

Четвертое. Очень много дидактического материала. Не просто игрушки и игры, а именно пособия. На первый взгляд, ничего особенного: деревянные реечки, шарики, крутилки, вертелки. Но если присмотреться, каждая вещь развивает определенные навыки, дает особые тактильные ощущения.

Можно ли заниматься по Монтессори дома?

Есть специальные комплекты для занятий по Монтессори: карточки, дидактический материал, игры. Все это можно купить через интернет.

Метод МонтессориНо полноценное оборудование пространства детской комнаты по Монтессори - удовольствие слишком дорогое для обычной семьи. Не каждые родители могут себе позволить купить в детскую специальную мебель по росту для малыша. Установить миниатюрную раковину под рост ребенка – тоже. Однако можно постараться максимально приблизить имеющуюся в доме обстановку к такой среде.

Есть родители, которые интуитивно, без всяких методик, создают своим детям максимально комфортные условия для развития. Простой пример: сделать так, чтобы ребенку были доступны разные бытовые мелочи: полотенце висело бы на уровне его ручек, он сам мог бы достать пасту и щетку с полочки, вынуть одежду из шкафа, взять веничек (свой, детский), чтобы подмести пол и т.д. Просто? Но многие даже не догадываются, как это важно для ребенка, который ощущает себя в мире больших вещей затерявшимся лилипутиком.

Когда ребенок чувствует себя гармонично, это видно сразу. Он не только ждет что-то от мира, но и осознает свою ответственность. Например, после нескольких месяцев занятий (в саду и по возможности дома) заметила у сына удивительную особенность: всегда убирать за собой. Пролил воду – бежит в ванную за тряпочкой. Пообедали – помогает взрослым убрать со стола. И так далее. Конечно, от родителей требуется огромная выдержка, чтобы не отправить помощника «поиграть и не путаться под ногами», ведь, по правде говоря, после такой помощи приходится все переделывать заново. Но утешаю себя мыслью, что это такой процесс обучения. Зато сын вырастет самостоятельным и не надо будет напоминать пятнадцатилетнему детине убрать за собой тарелку и чашку.

***

Главное, что дает метод Монтессори – ребенок с ранних лет начинает чувствовать себя уверенно в этом мире. И каждый день новых открытий помогает ему укрепить эту уверенность.

Комментарии

Сообщения не найдены

Новое сообщение
Самые популярные
Новинки магазина