В ясельные группы принимают деток с полутора лет или чуть раньше. Но даже ребята более старшего возраста (3, 4 года) тяжело воспринимают подобную перемену в своей жизни. Чтобы привыкание к саду прошло безболезненно для психики ребенка, малыша нужно готовить к новым условиям. Для этого существует период адаптации в детском саду. Как он проходит и что учесть родителям, собирающимся отдать малыша в ДОУ?
Система адаптации к садику
Отрыв от матери и необходимость проводить целый день в непривычном месте – всегда стресс для ребенка. Поэтому крайне редко родители приводят малыша в садик сразу на полный день. Схема адаптации к садовским условиям у каждого ДОУ своя. Но есть и общие моменты.
Занятия в группах начинаются с 1 сентября, точно так же, как у школьников. Малыши не только играют, но и занимаются рисованием, лепкой, физкультурой, танцами. Летом в режиме занятий небольшие послабления. Именно на летний период обычно приходится адаптация детей младшего возраста.
Детки, получившие путевки, начинают подтягиваться примерно с середины лета. В группе на тот момент ребят меньше, чем обычно. Это малыши, которые с сентября перейдут в следующую группу.
Воспитатели стараются обсудить нюансы адаптации с родителями каждого новенького садовца индивидуально. Первую неделю (или больше, все зависит от самого ребеночка) малыш приходит в группу на пару часов, чтобы немного поиграть, познакомиться с педагогами и ребятами. Со следующей недели он остается обедать. Потом добавляется тихий час. Педагоги планируют график прибытия новеньких таким образом, чтобы каждую неделю приходит по 2-3 ребенка. Таким образом, к сентябрю подавляющее большинство деток уже становятся готовыми детсадовцами. Они знакомы со всеми режимными моментами, приучены к особенностям распорядка в ДОУ, и воспитатели могут спокойно приступать к образовательной программе. По такой схеме проходила адаптация моих детей в садике. В других ДОУ система может быть немного другой.
К чему готовиться?
По опыту, 2-3 часа без мамы в новом коллективе ребенок воспринимает спокойно. Первый этап адаптации относительно несложный. Самый болезненный период – время, когда малыш начинает оставаться в саду на полдня. Теперь ему предстоит пробыть без мамы достаточно продолжительное время. Не все детки оказываются готовы к такому испытанию. Поведение малыша может очень сильно измениться. Возможные проблемы:
- Слезы, капризы на ровном месте.
- Агрессия. Ребенок может начать драться, стать задирой. Он норовит ударить кулачком кого-то из родителей, швыряет вещи, целенаправленно ломает игрушки.
- Вместо агрессии у малыша может наблюдаться другая крайность – вялость, некоторая заторможенность, даже депрессия.
- Потеря аппетита. Становится сложно уговорить малыша съесть домашний супчик. Многие детки с трудом привыкают к садовской еде.
- Проблемы со сном. Малыш становится беспокойным, плохо засыпает, капризничает, просыпается с трудом.
- Нарушения речи. Ребенок, который только-только начал говорить, может отодвинуться немного назад в своем развитии. Случается, что детки, которые уже начали говорить предложениями, снова возвращаются к «малышовому» языку: би-би, бо-бо. Некоторые ребята упорно молчат в саду, но дома разговаривают как обычно.
Период адаптации: памятка для родителей
Чтобы малыш быстрее привык к саду и каждое утреннее прощание не превращалось в долгие слезы, нужно стараться следовать следующим правилам.
- Хотя бы за месяц до сада необходимо изменить режим дня ребенка: поднимать и укладывать спать раньше. Для самых маленьких важно устраивать в выходной тихий час примерно в то же время, что и по садовскому расписанию.
- Правильный утренний подъем – залог хорошего настроения. Не рекомендуется будить человека в фазе глубокого сна. Это чревато испорченным настроением и неважным самочувствием на весь день. Пусть малыш просыпается потихоньку. Если вечером он отправляется на боковую в районе 21.00-21.30 часов, утром маленький жаворонок вполне может подниматься сам в 6.30-7.00. Самостоятельный подъем идеален. Но если малыша приходится будить, не стоит делать это резко. Лучше потратить минут 10 на потягивания, объятия, рассказать, какой чудесный день ждет впереди.
- Нужно постараться, чтобы у ребенка не вызывали затруднений бытовые моменты: самостоятельно кушать, снимать и надевать штанишки, проситься в туалет. Адаптация у самостоятельных в этих вопросах малышей проходит спокойнее. Конечно, казусы (опрокинул на себя компот, не успел добежать до горшка) случаются у всех. Но чем реже подобные моменты, тем спокойнее для ребенка.
- Дома нужно постараться создать для малыша максимально комфортную обстановку: больше заботы, внимания. Многие детки в этот период становятся невероятно нежными, все время ластятся к маме. Обязательно нужно находить время на ласку. Мальчикам, как ни странно, это даже нужнее, чем девочкам. Они более привязаны к своим мамам.
- В период адаптации нежелательно слишком сильно перегружать эмоциями малыша. По возможности лучше отложить поездки, ремонт в квартире, перестановки и прочие новшества. Ребенку более, чем достаточно психологической нагрузки, связанной с садиком. Особенно тяжело деткам, у которых начало садовской жизни совпадает с появлением на свет братишки или сестренки. Малыш расценивает отправку в ДОУ как «ссылку» и связывает ее с появлением маленького «конкурента» за мамино внимание.
- О саде – только хорошее. Рассказывайте о том, как там здорово, много ребят, игрушек. Можно сказать ребенку примерно так: «Какой ты большой, тебя уже принимают в детский сад». Пусть у него сложится впечатление, что сад – это не для каких-нибудь «малявок», а для больших ребят и он – один из таких. Ведь все детки любят, когда их воспринимают как взрослых.
- В садиках обычно лояльно относятся к приносимым детками из дома игрушкам. Пусть малыш возьмет с собой любимого мишку или зайку. За компанию с плюшевым другом он быстрее освоится в новом месте.
***
Главное, что требуется от родителей в период адаптации ребенка к детсаду – терпение. В это время можно и нужно прощать некоторые капризы и шалости. Ведь в жизни малыша происходят серьезные перемены. Важно помочь ему пережить их легко и спокойно.