Удивительно, но факт: у людей нет специальных органов речи. Как же тогда мы произносим слова и звуки, общаемся между собой? Для этого у нас приспособлены аппараты дыхания, жевания, глотания. Их совместная работа называется артикуляция. Вот так и получаются звуки, которые складываются в слова. Слова – в предложения. Управляется весь речевой процесс из коры головного мозга. Это и есть центральная часть нашего аппарата речи. Кстати, у левшей преимущественно в этом процессе задействована кора правого полушария, у правшей наоборот, центр речи находится слева.
Чтобы в полной объемы овладеть механизмом речи человек проходит сложный путь. И, конечно, молодых мам всегда беспокоит вопрос: «Во сколько дети начинают говорить?» Малыш заговорит ровно в том возрасте, когда он будет готов к этому. Но предварительно его речевой аппарат должен пройти долгую подготовку. Становление речи – сложный процесс. Гуление и агуканье – его самые начальные проявления. Чтобы понять, все ли у ребенка в норме в плане развития речи, необходимо знать хотя бы в общих чертах, какие здесь существуют этапы.
Первые звуки, которые издает малыш, мало похожи на речь: крик, гуление, детский лепет.
Для чего нужен крик, понятно. Таким образом малыш «говорит», что ему хочется, например, кушать или на ручки к маме. В какой-то момент кроха начинает издавать и другие звуки. Это – настоящее открытие для младенца. Сначала случайно возникают определенные позиции его губ, языка, нёба, гортани и глотки, позволяющие издавать звуки наподобие «ау». Потом малыш все лучше и лучше начинает использовать свой будущий атикуляционный аппарат, в который входят все вышеперечисленные органы. Гуление помогает крохе освоить интонации. Он копирует их из речи мамы и других людей и пытается воспроизвести в своем «разговоре». Кстати, во всем мире детки гулят одними и теми же звуками, поскольку речевой аппарат у всех малышей устроен одинаково. Даже глухие дети могут произносить подобные звуки.
Малыши активно гулят примерно до 6-8 месяцев. В полгода или чуть позже ребенок издает звуки, которые принято назвать «детский лепет». Хит парад «слов» в этом возрасте: «ма», «ба», «па», «на», «да», «ди» и прочие. Малыш уже не просто улавливает интонации из разговоров родителей и других людей. Он уже может им подражать. Все эти «ба» и «ди» означают, что малыш осваивает слоговую структуру слова и его развитие идет как положено.
Что, если малыш застрял на этапе гуления и никак не хочет сказать ни «па» ни даже «ма»? Это – повод обратиться к врачу, чтобы проверить слух ребенка.
Примерно с 8-9-ти месяцев кроха уже начинает понимать связь слова с предметом или явлением, которое оно обозначает. Спросите карапуза: «Где папа?» и он посмотрит в сторону отца или даже покажет пальчиком. Сколько радости при этом на детском личике! Еще бы, он может участвовать в общении почти как большой.
Интонации становятся всё разнообразие. Малыш может порадоваться: «А-а-а!» или проявить недовольство: «У-у-у!» (или наоборот). В этом возрасте малыш непросто произносит слоги, а многократно повторяет их: «ди-ди-ди», «бю-бю-бю». Из этих наборов звуков в его мышлении складываются слова.
К 12-ти месяцам ребенок уже может произносить слова по принципу повторения звуков (звукоподражания): «ав-ав» − собачка, «ми-ми» − кошка, «би-би» − машина и т.д.
С года малыш вступает в третий этап развития речи. Кроха уже понимает слова, с которыми к нему обращаются взрослые. Он уже знает значения многих слов. Может выполнять простейшие поручения: посмотри в окошко, дай мишку, посади куклу на стульчик. Его постоянно интересуют новые предметы. Наверняка, многие мамы замечают, что в этом возрасте малыш беспрестанно тянется пальчиком к разным предметам, настойчиво требуя маму назвать, как называется заинтересовавшая его вещь.
Карапуз знает гораздо больше, чем может сказать. К полутора годам ребенок способен активно использовать около 30 слов. Его пассивный словарный запас во много раз шире.
В норме малыш начинает говорить в возрасте от 14 до 18 месяцев. Интересное наблюдение: девочки в среднем начинают говорить чуть раньше мальчиков.
На этом этапе часто даже маме сложно понять, что хочет сказать малыш. Он может произносить слова так, что их сложно разобрать. Но со временем его мастерство отточится.
После двух лет процесс становления речи малыша идет очень быстрыми темпами:
В этом возрасте про малыша уже можно точно сказать: «Умеет говорить». Однако процесс становления речи на этом не завершается. Начинается самое интересное: малыш активно использует этот инструмент в жизни. Период 4-5 лет – возраст маленьких «почемучек». Кажется, что они болтают без умолка и постоянно задают вопросы. Это не простое любопытство, а стремление к развитию. Ни в коем случае нельзя игнорировать бесконечные «почему» и «отчего». Нужно терпеливо отвечать на все вопросы, даже если с нашей, взрослой, колокольни они кажутся глупыми.
Чем больше мама разговаривает со своим малышом с самого раннего возраста и чем меньше сюсюкает, тем раньше и правильнее заговорит ребенок.
Сообщения не найдены
Написать отзыв